Урок №6. Ашвари болы.

Мы надеемся, что сейчаc Вы достаточно овладели техникой ударов и координацией рук. И мы можем приступить к изучению Ашвари болов. Болов, которые можно применять для сопровождения любых бхаджанов. Некоторые из Ашвари болов могут показаться довольно странными, не привычными и может быть даже не приемлимыми для изучения, но мы уверяем Вас, что в исполнении хорошо овладевшего ими человека, они будут звучать не менее завораживающе и вдохновляюще чем любые другие. Цель игры на мриданге не только в том, чтоб просто аккомпанировать поющему. Главная цель - поднимать дух, вдохновлять преданных во время пения. Мы должны научиться своей игрой вызывать духовный восторг, чувство радости и экстаза. Это умение приходит с опытом, с овладением мастерством громкой и тихой, быстрой и медленной игры, с овладением ее динамикой и многими другими тонкостями. Которые Вы поймете с практикой. С этой минуты все Та, Вы можете играть указательным пальцем.

Гургур Дхи Ге на на

Вы можете спросить: "А почему "на" в этой мантре маленькие?" Дело в том, что в болах существуют громкие и тихие удары. И тихие удары мы обозначаем маленькими буквами, а громкие - большими. В таком обозначении учебные болы не нуждаются. Поэтому мы говорим об этом только сейчас. Если в мантре удар обозначается с большой буквы, значит он звучит в два раза громче, чем удар, обозначенный с маленькой. Однако все это относится лишь к ударам баян, удары даян всегда играются громко и обозначаются маленькими буквами.

Гургур Дхи Ге на Дхи Ге на Дхи Ге на на

Мы не случайно показываем быструю игру болов. В основном ведущие поют не очень быстро, и поэтому на практике при исполнении бхаджанов Саи достаточно уметь играть не очень быстро. Но есть очень красивый метод сопровождения бхаджанов, который, однако, требует хороших навыков быстой игры. Он заключается в том, чтоб играть в два раза быстрее, чем поет ведущий. Это очень здорово вдохновляет преданных. Но этот прием необходимо применять избирательно, так как не все болы и не все бхаджаны подходят для него. Не стоит также применять его, если Вы не сможете доиграть в таком темпе не сбиваясь до конца. Поскольку если Вы начнете играть медленно после быстрой игры (если конечно ведущий не уменьшит скорость), поток чувств, рожденный в сердцах, несколько остынет.

Гургур Дхи Ге на Дхи Ге на Дхи Дхи Ге на на

Овладетым считается только тот бол, при исполнении которого мы можем свободно, не сбиваясь петь.

ки та ге Ге - та - -

Тире в мантре означают паузу. Пауза в боле занимает столько же времени, сколько и удар. Ее лучше тоже произносить во время изучения бола. Для того чтобы громкий удар было бы естественней играть громко, его лучше и произносить громче, чем другие удары.

та - ки та ге Джа -

В принципе можно и не выделять определенные удары громкостью. Но такое выделение придает всему болу большую выразительность и красоту. Поэтому лучше играть в предложенном нами стиле. Однако, решать Вам.

та та ки та ге Дха - -

Этот бол как и некоторые другие в более быстром исполнении можно играть и без соблюдения пауз. Вообще мы считаем, что чрезмерная привязанность к каким-либо правилам и стандартам в отношении болов, их разделение на авторитетные и не авторитетные, правильные и не правильные, является неразумной и не оправданной ограниченностью. Во все века религия, философия и искусство в Индии были примерами широкого разнообразия и терпимости. Поэтому смело экспериментируйте, творите. Создавайте свои, новые болы. Главное требование, чтобы они были приятны на слух. Но не стоит относиться к созданию болов как к самоцели.

та та ки тири ге тиДха - -

Есть довольно распространенный прием. Он заключается в том, что во время пения бхаджана первый раз, когда он поется медленнее, мриданг играет простой вариант бола, а когда бхаджан поется во второй раз, более быстро, играется усложненный вариант. Вы наверняка уже заметили, что мы знакомимся с некоторыми болами начиная с их простых вариантов и переходя к более сложным. В частности более сложный вариант мантры, которую мы сейчас изучаем, описан ниже.

та та ки тири ге тиДха тирити

При изучении длинных и сложных болов их можно разбивать на две части и учить по отдельности, а потом совмещать. Это существенно облегчает учебу.

так та ге Ге ти та - -

Можно также вместо пауз играть "тирити". При игре этого бола в Логу-Вани "ки" входящий в "так" играется как в Гуру-Вани, а вторая "Ге" как "ки" в Логу-Вани. Это делается для того, чтоб в "так", "ти" не заглушал "ки".

ТиДха * Дак та

Звездочка в мантре обозначает очень маленькую паузу, буквально четверть паузы. Для того, чтоб играть ее было легко и естественно, нужно просто чуть дальше отвести руку от мембраны перед тем, как ударить "Дак". Но можно идти и более сложным путем - просто постараться прочувствовать время паузы. Все зависит от того, что больше подходит лично Вам.

тидха * Дак та титок * Так та

Сейчас самое время вспомнить второй метод игры "ки" в Логу-Вани. Однако, если его еще не удалось освоить, то можно играть "ки" входящий в "ток" и "так" как мы обычно это делаем в Гуру-Вани, но вторым способом, так как такой "ки" быстрее.

ге * ге ти ге

Если в мантре все удары баян указаны с маленькой буквы, это значит, что этот бол можно играть или громко или тихо на ваше усмотрение.

ге ге тигети

ге ге * ти ге * ти

Этот бол редко применяется самостоятельно, в основном его применяют в комбинации с выше описанными болами.

ге тигетигети

Этот бол также используется в комбинации.

ге ге ки ти та ки ти та

Используются технологии uCoz