Этот урок мы хотим начать с особой мантры. Это молитва, которую необходимо предлагать шри мридангу, прежде чем начинать играть на нем. Считается, что мриданг - духовное существо. А то, что мы держим в руках - его тело. Эта мантра призвана к тому, чтобы помочь Вам овладеть искусством игры максимально легко и без всяких усилий, потому, что сам мриданг будет Вам помогать в этом.
Мриданга Пранам. | ||
Мридангайа Брахма Рупайа Лабанам Расса Мадхури Сарва Мидана Сангйюктайа Мридангайа Намо Намаха |
О Мриданг! Поскольку ты являешься формой Брахмана, в твоих звуках присутствует вся красота и сладость. Прими мои смиренные поклоны снова и снова. |
Вы можете кликнуть на название мантры, чтобы услышать ее произношение, поскольку русская транслитерация не может отобразить всех звуков. В Индии с древних времен для того, чтобы обозначить какой-нибудь удар использовались мантры. Каждый удар на мриданге обозначается своей мантрой. В свою очередь ритм, состоящий из нескольких ударов, является мантрой составленной из нескольких мантр. Однако эти мантры не несут никакой смысловой или какой-либо еще нагрузки и являются лишь звуковым обозначением ударов.
Существует большое количество школ (стилей) игры на мриданге. Каждая из этих школ имеет свою систему отображения ритмов. Своего рода ноты, хотя это сравнение не совсем удачно. Для нашей школы мы отобрали самые красивые, по возможности разнообразные и несложные ритмы двух школ. Это стиль, используемый в Бангладеше и версию Джайпурского стиля (Индия), называемого Туласи-Киртан. Также мы использовали несколько ритмов, составленных нашими преданными.
Для написания ритмов мы решили использовать систему мантр, разработанную одним преданным из Америки. К обозначениям мантр мриданга с помощью этой системы нас склонило несколько обстоятельств. Как мы уже сказали, каждый стиль игры имеет свою систему обозначений. И для того, чтобы объединить их, просто необходима одна система. Индийские системы обозначения ритмов имеют много недостатков, особенно с точки зрения западного прагматического ума. Поэтому они не подходят для роли универсальной системы обозначений. Для большей ясности мы расскажем о некоторых недостатках.
В индийских системах обозначения один и тот же удар может обозначаться разными мантрами или наоборот - разные удары могут обозначаться одной и той же мантрой. Иногда удар вовсе не обозначается на бумаге и ритму можно научиться только на слух. Либо наоборот - мантра произносится, а удара нет. В ритмах отсутствует обозначение пауз, громких и тихих ударов. Именно поэтому, чтобы избежать всех этих трудностей, чтобы иметь возможность передавать ритмы не только с помощью звука, но и письма, мы решили воспользоваться вышеназванной системой. К сожалению следует признать, что в результате перевода из одной системы в другую, мантры некоторых ритмов стали звучать несовсем гладко, однако это не очень существенное неудобство. Названия некоторых ударов, остались неизмененными, просто потому, что этих ударов в данной системе обозначений мы не нашли. Мы также позволили себе внести еще некоторые незначительные изменения в этой системе, которые упростили и сделали ее менее громоздкой. Названия ритмов (или как их называют болов) и некоторые термины остались на бенгали.
УДАРЫ ДЛЯ ДАЙАН.
Ти - удар «Ти» проводится четырьмя пальцами, сжатыми вместе. Для сильного удара важно держать пальцы вместе, но без лишнего напряжения в кисти. Существуют открытые и закрытые удары. Открытые удары звонкие, а закрытые глухие. "Ти" - это глухой удар. Удар приходится в основном на центр мембраны. После нанесения удара, рука остается на мембране, а пальцы прижимаются к ней. Удар будет наиболее сильным, если траектория движения руки будет прямой, под 90 градусов к мембране, а не смазанной сверху или снизу. Обод мембраны при этом остается в области основания пальцев. Однако мриданги бывают разных размеров. Мембраны соответственно тоже. Поэтому главный критерий правильности - это четкость удара, удобство и естественность его выполнения. |
Тa - это открытый удар. Его можно выполнять двумя способами. При первом способе этот удар выполняется большим пальцем. На фотографии ниже указано каким именно местом следует наносить удар. Его траектория напоминает запятую, очерченную в воздухе.
Для правильного выполнения этого удара очень важно в конце как бы подкручивать его движением кисти вокруг своей оси. Благодаря этому движению в удар вкладывается сила и масса всей кисти. Тогда удар будет звучать звонко и красиво. Пожалуйста, обратите на это особое внимание.
Второй способ значительно проще. Удар наносится указательным пальцем. Также чуть ниже центра мембраны. Траектория удара прямая, такая же как и при «Ти». Собственно говоря, эти два способа являются разными ударами, но поскольку они часто взаимозаменяемы их часто обозначают как один удар. Не следует игнорировать первый способ из-за легкости и красоты второго. Хороший мридангист должен прекрасно владеть как первым так и вторым. И на данном этапе нашей учебы, первый важнее второго. Потому, что на следующем уроке мы будем использовать только первый способ. |
На - это также открытый удар. Он точно такой же как «Ти», только рука не остается на мембране, и пальцы не сомкнуты вместе, а расслабленны. Сейчас пришло время, чтобы узнать назначение ободка мембран. Дело в том, что для достижения звонкости (при звонких ударах) третьи фаланги пальцев при ударе сначала касаются ободка мембраны, останавливаясь там. А ударная часть пальцев по инерции летит, ударяясь о мембрану и пружиня сразу назад. Именно за счет краткого контакта пальцев и мембраны достигается звонкость, чистота и громкость удара. |
Ударные части руки |
На этих фотографиях показаны места ладоней, которые используются для ударов. Когда мы играем медленно «Ти» и «На» играются четырьмя пальцами, как мы учили и как показано на первом фото, но когда скорость игры увеличивается, эти удары играются той частью, которая показана на второй фотографии.
Когда мы играем быстро изменяется траектория ударов. Они становятся более смазанными, не такими четкими, громкость их падает, и в конце концов, дайан становится вообще не слышным в хоре других инструментов, пения и звучания байан.
Чтобы этого не произошло, очень и очень важно изначально играть четко, соблюдая правильную траекторию удара, не наращивать скорость слишком быстро! Это очень и очень важно!
Существует несколько особых правил игры. Мы рассмотрим их на следующем уроке. Но одно из них следует выучить сейчас.
Дайан всегда должен быть четко слышен, иначе зачем он вообще нужен.
Обратите внимание на то, как звучит дайан по отношению к байан. В ритмах, которые Вы слышите здесь, это не монтаж звукооператора. Ни скорость, ни громкость звучания не были как-то изменены. При быстрой игре, в любом случае будут возникать описанные проблемы. Но если соблюдать правила, с которыми мы уже познакомились, память мышц, которую Вы наработаете многократными, небыстрыми повторениями, не позволит этим неприятностям быть значительными и максимально минимизирует их.
УДАРЫ ДЛЯ БАЙАН
Ки - это глухой удар. Его также можно выполнять двумя способами. Мы рассмотрим оба. Первый способ используется в основном при медленной игре и в учебных болах. Для того, чтобы играть вторым способом правильно и уверенно, важно изучить и практиковать первый. Есть мридангисты, которые играют только первым способом. Игра вторым требует достаточно чувствительной мембраны и хорошей пальцовки (чувствование удара) самого мридангиста. Итак, удар наносится в центр мембраны. Ладонь стоит примерно под 45 градусов к мембране. Указательный палец ближе, а ребро ладони дальше. Пальцы при этом расставлены, кисть не напряжена. Траектория удара такова, что основное движение выполняет нижняя часть кисти. Происходит как бы подкручивание кисти вокруг своей оси. Благодаря этому подкручивающему движению, удар получается очень сильным и достаточно громким. После удара, рука прижимается к мембране, чтобы удар был глухим и четким.
При втором способе игры "Ки" кисть лежит основанием пальцев на ободе мембраны. Пальцы плотно прижаты друг к другу. Кисть напряжена. Траектория удара прямая. Удар приходится не прямо в центр мембраны, а туда, куда хватает длины Ваших пальцев при этом положении кисти. Иногда кисть не привязывают к ободу мембраны и тогда удар может наносится и в центр, и ближе к дальней от мридангиста части мембраны. Ударной частью являются первые и вторые фаланги всех, кроме большого пальцев.
Ударная часть при первом "Ки" | Ударная часть при втором "Ки" |
Существует два способа игры. Первый - Гуру-Вани. Второй - Логу-Вани. Гуру-Вани - это громкое звучание болов, а Логу-Вани - тихое. Любой бол можно сыграть в Гуру- или Логу-Вани. Но эти два способа игры отличаются не только громкостью, но и методом извлечения звуков при одних и тех же названиях ударов. Другими словами при игре в Логу-Вани используются другие удары, нежели чем при игре в Гуру-Вани, но их названия одинаковы. Все это касается только ударов относящихся к байан. В игре дайан не происходит никаких изменений.
"Ки" в Логу-Вани является довольно сложным в исполнении ударом. Поэтому подойдите к выполнению всех наших рекомендаций очень внимательно. Освоение этого удара потребует от Вас много терпения и практики. Его звук очень красив и необычен. Когда Вы освоите его извлечение, Ваши слушатели будут абсолютно уверены, что Вы величайший мастер игры на мриданге. К сожалению, технические возможности интернет не позволяют услышать "Ки" так, как он звучит в Логу-Вани, в действительности. И мы вынуждены слушать несколько искаженный вариант, впрочем, это касается практически всех ударов.
Итак, положите основание ладони на обод мембраны. Этот удар состоит из двух частей. Первая часть - это удар среднего пальца по мембране из вышеописанного положения кисти. Удар производится кончиком пальца. Следите за тем, чтобы не бить ногтем или подушечкой пальца, удар должен наносится именно кончиком пальца. При этом траектория является как бы "загребательной". Палец движется по направлению к основанию кисти. Этот удар лучше всего наносить недалеко от основания кисти, тогда он будет сильным, а от этого зависит четкость и громкость всего "Ки". Через одну десятую долю секунды после удара среднего пальца, основание ладони нужно передвинуть по направлению к центру мембраны, это вторая часть удара. При этом движении, основание ладони следует держать плотно прижатым к мембране, но нет необходимости сильно давить на нее, иначе Вы быстро устанете. До тех пор, пока Вы не освоили этот удар, в Логу-Вани вместо него можно использовать второй способ извлечения "Ки" в Гуру-Вани.
Есть еще один вариант выполнения этого удара. Он применяется, когда "Ки" в Логу-Вани играется очень быстро, два раза подряд. Этот удар даже не всегда называется "Ки". В отличие от первого варианта, он менее протяжный, как бы "кашляющий". Его трудно описать, но еще труднее прочувствовать. Запаситесь большим терпением, потому что основа этого удара скорее не техническое исполнение, а прочувствование его через многократные повторения, пробы и ошибки. Однако не отчаивайтесь, проявите настойчивость и Вы обязательно будете вознаграждены. Удар наносится основанием ладони и средним пальцем, почти одновременно, но на этот раз, первым бьет основание, а затеим палец, причем с очень маленьким интервалом времени. Сам удар приходится на область раядом с центром мембраны, ближнюю к мридангисту. Траектория удара - от себя по направлению к центру мембраны. Положение ладони во время удара показано на фото.
Принцип вышеописанных ударов заключается в создании на мембране мриданга волны. Это возможно, когда мембрана натянута не слишком туго и не слишком слабо, поэтому следите за этим. Помните, что на натяжение мембраны влияют температура и влага.
Ге - это звонкий удар. Он выполняется точно также как "На" на даян. Но при игре в Логу-Вани "Ге" выполняется кончиком среднего пальца. При этом основание ладони лежит на ободе мембраны. При игре в Гуру-Вани кисть расслаблена и пальцы не прикасаются друг к другу. Таким же образом "Ге" играется в Логу-Вани и в комбинированных ударах.
КОМБИНИРОВАННЫЕ УДАРЫ
Комбинированными эти удары называются потому, что состоят из двух или даже трех простых ударов. Мы надеемся, что к этому моменту Вы уже выучили простые удары и прекрасно ориентируетесь в их названиях. Поэтому мы не будем сопровождать озвучиванием удары, с которыми Вы, по сути, уже знакомы. Исключением будут лишь несколько новых ударов.
Так=Ки+Ти
Дха=Ге+Та
Дак=Ге+Ти
Ток=Ки+Та
Дхи=Ге+На
Тири=Ти+Та
Последние два удара (Ти и Та) записаны как комбинированный удар, потому, что они играются и занимают в боле столько же времени сколько один обычный удар.
Тирити=Ти+Та+Ти
Этот удар также играется быстро, как один. Правильнее будет сказать, что между этими тремя ударами минимальный промежуток времени, в отличии от других ударов в боле.Важно помнить, что при игре "Тири" или "Тирити" в игре участвуют не только пальцы, но и кисть! Иначе удары будут слабыми. С практикой Вы прочувствуете как играть правильно.
Гургур=Ге+На+Та
Этот удар требует большой гибкости и раскрепощенности руки играющей на даян. Поэтому, для освоения этого удара может понадобиться довольно много времени. Но Вы должны быть готовы к этому, и не терять присутствия духа. Правильное отношение к трудностям поможет их преодолеть. Гургур можно играть двумя методами. Они не очень отличаются друг от друга. При первом способе, "Та" играется большим пальцем, а при втором, "Та" играют указательным пальцем. Будет лучше если Вы вначале освоите первый метод. Это придаст Вашей руке необходимую гибкость и расслабленность. Это очень важно. Невозможно добиться этих очень важных качеств руки, если начать заниматься сразу со второго метода! Однако первый метод имеет свой недостаток. При этом методе даян играет не очень громко, поэтому для большого киртана он не совсем подходит. Необходимо также сказать, что некоторые мриданги имеют довольно высокий обод мембраны, и это делает игру Гургур первым методом невозможной. Это вовсе не значит, что такой мриданг плохой. В этом случае, необходимо уделить большое внимание игре учебных болов, для преодоления закрепощенности руки. Гургур также можно играть в Логу-Вани. Для этого, "Ге" необходимо играть средним пальцем, как мы уже научились. Необходимо начинать освоение этого удара с небольшой скорости, постепенно увеличивая ее до нормальной для этого удара. Чтоб руки максимально скоординировались и обрели автоматизм, наращивайте скорость очень медленно. Как только Вы дошли до скорости на которой начинаете сбиваться или уставать, значит на данный момент это предел. Начните снова с маленькой скорости или немного отдохните. Не стоит быстро наращивать скорость при изучении болов как это делаем мы. Мы поступаем так по техническим причинам (из-за ограниченности во времени). Следите за тем, чтоб удары даже на большой скорости шли в такой последовательности как указанно в мантре. Если "Ге" и "На" или "Ге" и "Та" будут одновременными, такой Гургур будет неправильным.
Джа=Ге+Та
Для извлечения "Джа", необходимо между "Ге" и "Та" выдержать небольшую паузу.