Урок №5. Учебные болы.

Прежде чем мы приступим к изучению учебных болов, мы должны познакомиться с несколькими важными правилами игры на мриданге, без соблюдения которых знание всего остального не будет иметь большого смысла.

Как Вы наверняка уже успели заметить мриданг является далеко не единственным источником звуков во время проведения бхаджанов. Поэтому необходимо научиться правильной взаимосвязи мриданга, голоса поющего и других инструментов. во время пения бхаджанов всегда должен быть ведущий. И вести должен тот, кто поет. Это означает, что не поющий, а играющий должен подстраиваться. Если поющий замедляет пение, значит мридангист должен замедлить игру, если поющий стал петь тише, значит мридангист должен играть тише. Если ведущий сбился с такта и начал петь не созвучно ритму, незаметно по возможности не останавливаясь подстройтесь под ведущего. Подстраиваться можно под любой инструмент, например, под караталы. Но при этом нужно следить за тем, чтоб караталы были правильно подстроены под ведущего. Дело в том, что любую строчку любого бхаджана можно разбить на доли. Именно благодаря равному количеству долей первая и вторая строка бхаджана поется одинаковое количество времени. Различные ритмы каратал также разбиты на доли. Болы мриданга тоже имеют свои доли. Чтоб максимально облегчить обучение, мы будем сопровождать все болы игрой каратал. Для этого мы выбрали самый простой и распространенный ритм на четыре доли. А при изучении первого бола каждого нового типа либо просто сложного и не похожего на болы этого же типа, мы будем сопровождать игру пением. Исключением являются учебные болы, так как по отношению к ним в этом нет необходимости. Благодаря этому через очень короткое время Вы сможете безошибочно соотносить игру мриданга с игрой каратал и пением ведущего. Хотелось бы сказать еще несколько слов относительно учебных болов. Дело в том, что у разных людей существует разный уровень координации движений, разный уровень силы и расслабленности рук. Болы, которые мы сейчас будем изучать, призваны к тому, чтобы максимально развить подвижность пальцев, отточить четкость каждого отдельного удара, расслабить закрепощенные руки так, чтобы даже при увеличении скорости игры, болы не утратили своей красоты. Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к этому уроку как можно более серьезно. Переходите к изучению следующего бола только когда хорошо освоили предыдущий.  

Ти Та Ки На

Пожалуйста, играйте Та в этой мантре большим пальцем. Во всех учебных болах, которые по сути являются упражнениями, Та мы будем играть большим пальцем. Это позволит максимально развиться гибкости и расслабленности руки, играющей на даян. Во время игры, пожалуйста, повторяйте название каждого удара (в момент его нанесения) вслух. Во-первых это поможет быстрому и легкому запоминанию мантры и в будущем легкой ориентации в большом количестве ритмов. Во-вторых это послужит дополнительным упражнением для голоса. В третьих это сослужит хорошую службу для того, чтобы петь и играть не сбиваясь. И в четвертых Вы обретете хорошую скоординированность между умом и руками. И очень скоро вы сможете заметить, что при произнесении названия удара руки сами автоматически играют его. Однако, когда ритм уже полностью выучен и доведен до автоматизма, больше нет необходимости повторять его мантру, разве что только, если нахлынут ностальгические воспоминания о том, как славно Вы учились.

Ти Та Ки На Ти Та Ки На Ти Та Ти Та Ти Та Ки На

Этот бол является усложненной вариацией предыдущего.

Ти Та Ки На Ки Та Ти Та

Это упражнение очень хорошо развивает кисть руки, играющей на даян. Пожалуй не будет излишним еще раз напомнить, что скорость игры следует увеличивать очень постепенно. Мы делаем это быстро, так как ограничены во времени. Если играть это упражнение достаточно долго, пусть и не очень быстро, Вы почувствуете, как устает рука и ее движения становятся максимально оптимальными, очень экономными и компактными, ни одного лишнего движения, траектория ударов направляется так, чтоб сэкономить максимум энергии. Именно тогда Вам представится шанс почувствовать расслабленность руки, которая должна присутствовать при любой игре.

Ти Та Ки На Так

Будет достаточно, если Вы будете уделять хотя бы полчаса в день на занятие. Но занятия должны быть регулярными, а не от случая к случаю. Но если Вы найдете полчаса утром и полчаса вечером, это вообще будет очень хорошо и принесет быстрые плоды. Однако, сейчас, когда мы только начали учиться, нет необходимости заниматься так долго.

Ти Та Ки На Так Так

Бывают дни, когда заниматься совершенно не хочется. В этом случае лучше отдохнуть. Не нужно заставлять себя играть насильно. Иначе это состояние может затянуться. Но следите за тем, чтоб не обманывать себя и не потакать простой лени.

На Та На Та Ки На Та

Не смотря на то, что мы называем эти болы учебными, все они могут быть использованы для пения бхаджан. Просто они не обладают такой красотой как остальные и поэтому мы не используем их в этих целях. Зато они гораздо больше подходят для тренировки, чем другие болы.

На Та На Та Ки На Та Ки

На Та На Та Ки На Та Ки Гургур Дхи Дхи 

Гургур в этой мантре играйте обоими известными нам способами, но в первую очередь первым. Обратите внимание на то, как сокращается Гургур при увеличении скорости игры. Так происходит в любом боле, где встречается Гургур.

 

Используются технологии uCoz